В произведении "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" Александр Сергеевич Пушкин активно использовал слова и словосочетания, характерные для народного творчества, фольклора и русских сказок. Это придавало его произведению особую национальную атмосферу и делало его близким и понятным для читателей. Вот некоторые примеры таких слов и выражений:
Зачин:
Пушкин начинает свою сказку традиционным для русских народных сказок зачином: "Жил-был царь."
Фольклорные эпитеты:
- "красна девица" — стандартное выражение для описания красивой девушки.
- "добрый молодец" — традиционное описание молодого мужчины.
- "ясный сокол" — эпитет, часто использующийся в сказках для описания героя.
Народные метафоры и сравнения:
- "Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи." — обращение к зеркалу, оживление предмета, характерное для сказок.
- "Свет мой батюшка" — обращение к отцу, отражающее народные формы почтительности.
Архаизмы и старославянизмы:
- "нарядиться", "наряд" — слова, использующиеся для описания одежды в старинном стиле.
- "челом бью" — выражение почтения.
Формулы сказочного времени и пространства:
- "в тридевятом царстве, в тридесятом государстве" — типичное указание на сказочное место действия.
- "долго ли, коротко ли" — выражение неопределенного времени, часто встречающееся в народных сказках.
Сказочные числа:
- "семь" — магическое число, часто встречающееся в сказках (семь богатырей, семь лет, семь дорог и т.д.).
Сценарии и мотивы:
- Мотив зеркала, отражающего правду.
- Мотив злой мачехи, стремящейся избавиться от падчерицы.
- Мотив спасения героини добрыми молодцами (семь богатырей).
Формулы завершения:
- "И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало" — традиционное окончание многих русских народных сказок.
Используя эти элементы народного творчества, Пушкин не только отдает дань уважения русскому фольклору, но и создает произведение, которое воспринимается как часть народной культуры, несмотря на авторское происхождение.