Вопрос о смысле жизни, поставленный в контексте произведения Максима Горького "Старуха Изергиль", можно рассматривать через призму двух ярких образов, представленных в рассказе: Ларры и Данко. Эти персонажи символизируют разные подходы к жизни и философские направления, которые отражают вопрос о личной свободе и коллективном счастье.
Ларра, сын орла и женщины, олицетворяет неограниченную личную свободу. Он вырос с убеждением, что он выше и лучше других, что его свобода и независимость стоят превыше всего. Однако его эгоизм и неспособность понять общественные нормы приводят к трагической изоляции. Ларра становится изгнанником, обреченным на вечное одиночество и бессмертие, что в итоге является наказанием, а не благом. Этот образ показывает, что неограниченная личная свобода без учета интересов и чувств других людей может привести к моральной пустоте и внутреннему опустошению.
С другой стороны, Данко представляет собой символ героической борьбы за счастье людей. В отличие от Ларры, Данко готов пожертвовать собой ради других. Он ведет свое племя через темный лес, и когда они оказываются на грани отчаяния, Данко вырывает свое сердце, чтобы осветить путь. Данко умирает, но его жертва спасает племя. Этот образ подчеркивает ценность альтруизма, самопожертвования и искреннего стремления к общему благу.
Таким образом, Горький через эти образы демонстрирует две противоположные концепции смысла жизни. Ларра иллюстрирует опасность эгоизма и изоляции, тогда как Данко показывает благородство и значимость жертвы ради других. В конечном итоге, Горький, вероятно, склоняется к тому, что истинный смысл жизни заключается не в абсолютной личной свободе, а в способности приносить пользу обществу, действовать во имя коллективного счастья и проявлять героизм в своих поступках.