Эпическая поэма «Калевала», созданная финским фольклористом Элиасом Лённротом, представляет собой собрание карельских и финских народных песен. Описание сотворения мира в «Калевале» занимает важное место и осуществляется через последовательность символических и мифологических событий.
Сотворение мира начинается с космогонического мифа о водной птице, которая сносит яйцо на колени девы Ильматар (или девы воздуха). Ильматар, находясь в водах первозданного океана, становится матерью Вайнямёйнена, центрального героя поэмы. Птица откладывает яйцо, и, когда оно падает и разбивается, из его частей возникают элементы вселенной: из нижней половины скорлупы образуется земля, из верхней — небо, из желтка — солнце, из белка — луна, а из осколков — звезды и облака.
Этот мифологический процесс подчеркивает значительность создания вселенной через использование символизма и метафор. Яйцо символизирует зарождение и потенциал, а физическое разделение его частей на элементы мира отражает представления о гармонии и порядке в космосе. Художественный приём метафоры и символизма помогает передать величие и священность акта творения, показывая, как из хаоса возникает организованный мир.
Кроме того, использование поэтического языка и традиционных финских версий, таких как аллитерация и параллелизм, усиливает эффект повествования, придавая ему ритмичность и музыкальность. Эти элементы делают описание сотворения мира не только значительным с точки зрения содержания, но и глубоким с точки зрения эстетического восприятия, создавая ощущение древнего и мудрого знания, передаваемого через поколения.