В комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» отношение городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского к Хлестакову является центральным элементом сюжета, который создает комические ситуации и раскрывает темы коррупции и человеческой глупости.
Первоначальное отношение и страх:
Сначала городничий испытывает сильный страх и беспокойство, узнав о приезде «ревизора». В небольшой провинциальный городок вот-вот должен прибыть чиновник из Петербурга с проверкой, и это становится причиной паники среди всех местных чиновников. Они знают о своих злоупотреблениях и коррупции и боятся разоблачения. Городничий, как главный представитель власти в городе, особенно обеспокоен возможными последствиями.
Заблуждение и перемена в отношении:
Когда Хлестаков, мелкий петербургский чиновник, совершенно случайно оказывается в городе и в гостинице, городничий принимает его за ревизора. Хлестаков на самом деле не имеет никаких полномочий и сам боится разоблачения, так как живет в долг и привык ко лжи и симуляции. Однако, увидев, что его принимают за важного человека, он начинает играть эту роль.
Подхалимство и угодничество:
В этом ключе отношение городничего быстро меняется с изначального страха на подхалимство и угодничество. Он начинает проявлять к Хлестакову всевозможные знаки внимания и уважения, надеясь тем самым предотвратить любые негативные последствия для себя и своего окружения. Городничий и его семья всячески пытаются угодить Хлестакову, приглашая его в свой дом, устраивая для него обеды и даже предлагая взятки.
Комическое недопонимание:
Самое комичное в этой ситуации то, что ни Хлестаков, ни городничий не понимают истинного положения дел. Хлестаков, как и городничий, является жертвой обмана, но при этом сам активно лжет и играет роль, которая ему навязана обстоятельствами. Городничий же, уверенный в своей хитрости, не подозревает, что его обманывают.
Разоблачение и финал:
Финальная сцена, в которой приходит весть о настоящем ревизоре, оставляет городничего в состоянии полного замешательства и ужаса. Он осознает, что оказался жертвой обмана, и его страхи о разоблачении становятся реальностью.
Таким образом, отношение городничего к Хлестакову в «Ревизоре» является ярким примером того, как страх перед властью и желание скрыть свои проступки могут привести к нелепым и абсурдным ситуациям. Гоголь использует эту сюжетную линию для сатиры на социальные пороки своего времени, такие как коррупция, бюрократия и лицемерие.