В комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" взгляды Стародума и Правдина на роль государя и причины невозможности искоренения зла глубоко взаимосвязаны с их общей философией и критикой общественных порядков.
Стародум
Стародум — это персонаж, олицетворяющий старые, но не устаревшие моральные и этические идеалы. Его имя говорит само за себя: он "стар" в своих взглядах, но его мысли "разумны". Стародум верит в необходимость нравственного воспитания и честности. Он видит государя как высший моральный авторитет и образец для подданных. По его мнению, государь должен быть примером добродетели и справедливости, потому что только такой правитель может создать общество, где правят закон и мораль.
Однако Стародум также понимает, что один человек, пусть даже государь, не может полностью искоренить зло. Он осознает, что зло коренится не только в отдельных людях, но и в общественных структурах и системе. Чтобы изменить общество, нужно не только наличие добродетельного правителя, но и преобразование всей системы, которая питает и поддерживает коррупцию и несправедливость.
Правдин
Правдин — чиновник, представляющий "новую" государственную администрацию, стремящуюся к реформам и порядку. Его имя также символично: он стремится к правде и справедливости. Правдин поддерживает идею сильного государства и верит в необходимость реформ для искоренения злоупотреблений и несправедливости.
Правдин считает, что государь должен быть не только моральным образцом, но и активным реформатором, способным внедрять законы и изменять общественные институты. Тем не менее, он также признает, что не все зависит от одного человека, даже если этот человек — государь. Он понимает, что зло устойчиво и проникает во все уровни общества, включая бюрократию и дворянство. Поэтому для искоренения зла необходимы системные изменения, а не только личные качества правителя.
Совместный взгляд на проблему
Оба персонажа сходятся в одном: государь играет ключевую роль в становлении и поддержании нравственного общества, но его силы ограничены. Зло глубоко укоренено в обществе и не может быть искоренено только усилиями одного человека, пусть даже самого могущественного. Для этого нужны комплексные меры, включающие как нравственное воспитание, так и институциональные реформы.
И Стародум, и Правдин видят, что изменения должны происходить не только сверху, но и снизу, через воспитание и образование граждан. Коррупция, злоупотребления властью и несправедливость — это не только проблемы правящих классов, но и общие болезни общества. Только совместными усилиями можно создать условия, при которых зло будет минимизировано, а добродетель и справедливость станут основой общественной жизни.