Сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик" — это сатирическое произведение, высмеивающее пороки дворянства и чиновничества в России XIX века. Развязка этой сказки является кульминацией авторской сатиры и подводит итог аллегорическому повествованию.
В сказке рассказывается о помещике, который жалуется на крестьян, мешающих ему жить своей праздной жизнью. Он мечтает избавиться от них, чтобы никто не тревожил его покой. Вскоре его желание исполняется — крестьяне исчезают благодаря "высшим силам". Помещик, оставшись один, оказывается совершенно неспособным к самостоятельной жизни, поскольку привык жить за счет труда крестьян. Он оказывается в дикой ситуации: не умеет ни добывать себе пищу, ни обустроить быт, ни поддерживать хозяйство. Постепенно он деградирует и буквально превращается в дикаря, обрастая волосами и теряя человеческий облик.
Развязка истории наступает, когда крестьяне, которых отправили "в дальние страны", возвращаются обратно. Они находят помещика в совершенно одичавшем состоянии. Его забирают и помещают в клетку, как дикое животное. Помещик становится своего рода достопримечательностью, на которую можно смотреть, как на музейный экспонат. Крестьяне возобновляют свою работу, восстанавливают хозяйство, и жизнь возвращается в привычное русло, однако помещик больше не играет никакой роли в этой системе.
Смысл развязки заключается в том, что автор подчеркивает взаимосвязь между помещиками и крестьянами, высмеивая паразитизм дворянства. Помещик, лишенный труда крестьян, оказывается беспомощным и деградирует, что символизирует его социальную и моральную несостоятельность. Салтыков-Щедрин через аллегорию показывает, что помещики, претендующие на господство, на самом деле полностью зависят от труда простого народа. Развязка также содержит элемент сатиры в том, что помещик, бывший хозяином, превращается в объект для наблюдения и насмешек, что символизирует его полное падение.
Таким образом, финал сказки "Дикий помещик" обнажает пороки сословного общества, демонстрируя, что паразитический образ жизни неизбежно приводит к деградации. Салтыков-Щедрин мастерски использует гротеск и гиперболу для усиления социальной критики.