После неудачного побега Жилин и Костылин оказались вновь в плену у татар, что значительно ухудшило их положение. Татарские пленители стали относиться к ним ещё суровее, усилив охрану и ужесточив условия содержания. Жилина и Костылина снова заковали в кандалы, ограничили их свободу передвижения и старались ещё более бдительно следить за ними, чтобы избежать повторных попыток побега.
Жилин, несмотря на трудности, сохранял упорство и силу духа. Он продолжал заниматься полезным трудом — изготавливал игрушки и халаты, что позволяло ему хоть как-то поддерживать контакты с местными жителями и получать за это еду. Его мастерство и умение находить общий язык с татарами помогали ему выживать в тяжёлых условиях.
Костылин, напротив, был физически и морально слабее Жилина. Он сильно страдал от заключения, мало двигался и в основном лежал, что ещё более ухудшало его состояние. В отличие от Жилина, он не имел никаких навыков или умений, которые могли бы быть полезны татарам, и поэтому страдал от голода и болезней.
Помощь Жилину со стороны Дины, дочери татарского старшины, объясняется несколькими факторами. Дина, как молодая и сочувствующая девушка, прониклась симпатией к Жилину. Она видела в нём не просто пленника, а человека, который, несмотря на тяжёлые условия, оставался добрым и заботливым. Жилин относился к Дине с уважением и благодарностью, что, в свою очередь, вызывало ответные чувства у девушки. Она приносила ему еду и помогала по мере возможности, понимая, что без её поддержки Жилин мог бы не выдержать суровых условий заключения.
Таким образом, после побега жизнь Жилина и Костылина у татар стала ещё более тяжёлой и непростой. Однако благодаря своей стойкости, трудолюбию и помощи Дины Жилин смог выжить и сохранить надежду на освобождение, в то время как Костылин, не имея таких качеств и поддержки, лишь больше углублялся в страдания.